Условия и порядок приема граждан на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому
- Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании регламентирует процесс определения индивидуальной потребности граждан в социальных услугах, оптимальной для гражданина формы социального обслуживания, видах, объеме, периодичности, условий и сроков предоставления социальных услуг, а также рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
1.2. Основанием для рассмотрения вопроса о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании является:
- поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания в ГКУ НО УСЗН Лысковского муниципального округа;
- обращение в интересах гражданина иных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
1.3. Неотъемлемой частью процесса рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах, которое проводится в интересах гражданина.
1.4. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах проводится оценка условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
1.5. Оценку определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляет государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения Лысковского муниципального округа».
1.6. Для проведения оценки определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при управлении социальной защиты населения создается Комиссия по оценке индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах.
1.7. По результатам проведения оценки возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня свершения события, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, оформляется решение о признании гражданина пожилого возраста (инвалида) нуждающимся в социальном обслуживании.
1.8. Неотъемлемой частью решения о признании гражданина пожилого возраста (инвалида) нуждающимся в социальном обслуживании является индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
1.9. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг осуществляется с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
1.10. Получателям социальных услуг предоставляются социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включающие в себя следующие социальные услуги:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей –инвалидов.
1.11. Документы необходимые для зачисление на надомное обслуживание
- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителей);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
- действующую индивидуальную программу с прилагаемой выпиской из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании о среднем душевом доходе получателя социальных услуг, выданной на основании представленных получателем социальных услуг документов на стадии признания получателя социальных услуг нуждающимся в социальном обслуживании;
- справка из медицинской организации;
- справка о составе семьи;
- документ подтверждающий льготы.
Срок действия выписки о среднем душевом доходе получателя социальных услуг составляет не более 30 дней со дня ее подписания.
По своему желанию получатели социальных услуг дополнительно могут представить иные документы, которые, по их мнению, имеют значение для зачисления на социальное обслуживание.
1.12. При отсутствии мест в отделении граждане, нуждающиеся в социально-бытовом обслуживании, зачисляются на обслуживание в порядке существующей очередности с учетом прав на предоставление услуг во внеочередном и первоочередном порядке:
- во внеочередном порядке услуги предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;
- в первоочередном порядке - ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы, одиноким гражданам старше 80 лет.
1.13. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.14. Социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в дневное время суток в соответствии с графиком работы учреждения.
1.15. Социальные услуги предоставляются с соблюдением установленных санитарно-гигиенических требований и с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг.
- Условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых гражданам в отделении
2.1. Тарифы на социальные услуги утверждаются учреждением на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждаемых министерством социальной политики Нижегородской области.
2.2. Комплексные социальные услуги на дому предоставляются бесплатно (за счёт средств областного бюджета), за частичную плату (на условиях софинансирования клиента) или полную плату.
2.3. Решение об условиях оказания комплексной социально-бытовой услуги (бесплатно, за частичную плату или полную плату) принимается на основании представленной получателем социальных услуг (представителем) выписки из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании о среднем душевом доходе получателя социальных услуг.
2.4. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
1) родители участников СВО старше 65 лет (приказ МСП НО №53 от 24.01.2023 г.) ;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических)конфликтов;
3) инвалидам Великой Отечественной войны;
4) участникам Великой Отечественной войны;
5) инвалидам боевых действий;
6) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
7) лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя";
8) лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Сталинграда";
9) лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
10) одиноким ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в сельских населенных пунктах, из числа лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
11) гражданам пожилого возраста (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, не имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход (далее - одинокие граждане), и гражданам пожилого возраста (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 65 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одиноко проживающие граждане), имеющим на дату обращения за предоставлением социальной услуги (изменением размера платы за предоставление социальной услуги) (далее - на дату обращения) среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, либо не получающим доходов по религиозным убеждениям;
12) гражданам пожилого возраста (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет) и инвалидам, проживающим в семьях, совместно проживающие родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-инвалида, наличие инвалидности) не имеют возможности осуществлять уход либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, проживающие в семьях), если на дату обращения среднедушевой доход семьи ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
13) гражданам пожилого возраста и инвалидам, на жилой площади которых зарегистрированы, но не проживают лица, которые по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять уход (фактически проживающие в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 65 лет), либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица), имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области;
14) гражданам трудоспособного возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют либо по объективным обстоятельствам (проживающие в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 65 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одинокие и одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста), имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере ниже или равном полуторной величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения;
15) несовершеннолетним детям и детям-инвалидам, проживающим совместно с гражданами, указанными в подпунктах «а – г» настоящего пункта (далее - несовершеннолетним детям);
16) гражданам из числа лиц, указанных в подпунктах «а-д» настоящего пункта, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
2.5. За частичную плату социально-бытовое обслуживание на дому оказывается:
а) одиноким гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 20 процентов от разницы между получаемым этими гражданами среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 7 процентов от размера их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 25 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 10 процентов от размера их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, если среднедушевой доход семьи на дату обращения составляет свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 30 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 12 процентов среднедушевого дохода семьи;
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 30 процентов от разницы между их среднедушевым доходом и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области, но не более 12 процентов от их среднедушевого дохода;
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, имеющим на дату обращения среднедушевой доход в размере свыше полуторной величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородско области.
Указанные граждане или их представители производят оплату в размере 30 процентов от разницы между полуторной величиной прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Нижегородской области, но не более 12 процентов от их среднедушевого дохода.
2.6. Комплексная социально-бытовая услуга оказывается за полную плату:
а) одиноким гражданам, указанным в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего 730 Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного поставщиком социальных услуг.
Указанные граждане или их представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 7 процентов от их среднедушевого дохода;
б) одиноко проживающим гражданам, указанным в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного поставщиком социальных услуг.
Указанные граждане или их представители производят оплату за социально-бытовое обслуживание на дому в соответствии с тарифами, но не более 10 процентов от их среднедушевого дохода;
в) гражданам, проживающим в семьях, указанным в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного поставщиком социальных услуг.
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более от 12 процентов среднедушевого дохода семьи;
г) гражданам, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица, указанным в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного поставщиком социальных услуг.
Указанные граждане или их законные представители производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 12 процентов от их среднедушевого дохода;
д) одиноким и одиноко проживающим гражданам трудоспособного возраста, указанным в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, у которых на дату обращения размер начисленной платы (без учета льгот) равен или превышает размер тарифа, установленного поставщиком социальных услуг.
Указанные граждане производят оплату в соответствии с тарифами, но не более 12 процентов от их среднедушевого дохода.
2.7. Льготы при предоставлении комплексной социально-бытовой услуги, устанавливаются:
- для инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц; инвалидов боевых действий; родителей, супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - в размере 75 процентов от установленной суммы платы;
- для лиц, проработавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, - в размере 50 процентов от установленной суммы платы;
- для родителей, супругов военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы; ветеранов труда; ветеранов военной службы; граждан, подвергшихся воздействию радиации, в том числе получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на объектах гражданского или военного назначения, - в размере 25 процентов от установленной суммы платы;
- для одиноких и одиноко проживающих супружеских пар в случае, если оба супруга получают комплексную социально-бытовую услугу, - в размере 25 процентов от установленной суммы платы для каждого супруга;
- для двух и более совместно проживающих граждан, признанных нуждающимися в социальных услугах, - в размере 25 процентов от установленной суммы платы для каждого гражданина.
2.8. При наличии у лиц, указанных в подпункте 6.7, права на льготы по оплате социальных услуг по нескольким основаниям, им предоставляются льготы по оплате только по одному основанию по их выбору.
2.9. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.
2.10. Взимание платы за предоставление социальных услуг осуществляется по выбору получателя социальных услуг или его законного представителя:
1) путем внесения наличных денежных средств получателем социальных услуг лично или его законным представителем в кассу или материально ответственному работнику учреждения, с выдачей подтверждающего оплату социальных услуг документа, оформленного на бланке строгой отчетности;
2) безналичным расчетом на расчетный либо на лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, учреждения, открытый в порядке, установленном действующим законодательством.
2.11. Плата за предоставление социальной услуги взимается ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены социальные услуги.
2.12. В случае приостановления социального обслуживания на срок не более одного календарного месяца, социальное обслуживание гражданина возобновляется на прежних условиях оплаты услуг, кроме случая, когда производился плановый перерасчет платы за услуги.
2.13. В случае временного прекращения предоставления социальной услуги по причине отъезда, лечения в стационарных лечебных учреждениях или выбытия получателя социальной услуги из учреждения производится перерасчет размера ежемесячной платы.
Излишне уплаченные суммы возвращаются получателю социальной услуги.
2.14. Условия оказания социальных услуг (бесплатно, за частичную или полную плату) и плата за комплексную социально-бытовую услугу на дому пересматриваются учреждением в сроки, установленные министерством социальной политики Нижегородской области.
2.15. При изменении размера платы за предоставление социальных услуг учитываются следующие обстоятельства:
а) изменение среднедушевого дохода получателя комплексной социально-медицинской услугу.
б) изменение тарифа на социальную услугу;
в) изменение вида предоставляемой социальной услуги;
г) изменение предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
д) плановый перерасчет в соответствии с приказом МСП НО.
2.16. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, право у которых на получение социальных услуг возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (01.01.2015 г.), порядок и условия предоставления этим лицам социальных услуг по выбору получателя социальных услуг определяются:
а) порядком предоставления социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25 августа 2006 года № 277 "О порядке деятельности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";
б) порядком взимания платы, порядком и условиями определения размеров платы за предоставление социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 6 мая 2015 г. № 268 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области».