Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об отделении

Положение об отделении социально-бытового обслуживания на дому
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Мыза» Приокского района города Нижнего Новгорода» 

1. Общие положения

1.1. Полное наименование отделения - отделение социально-бытового обслуживания на дому (далее Социально-бытовое отделение).

1.2. Социально-бытовое отделение является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Мыза» Приокского района г. Нижнего Новгорода» (далее – Центр).

1.3. Социально-бытовое отделение предназначено для временного или постоянного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, с целью создания условий для пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.

1.4. Положение о Социально-бытовом отделении утверждается директором Центра.

1.5. Организацию и управление Социально-бытовым отделением осуществляет непосредственный руководитель отделения, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора Центра.

1.6. Правовыми основами деятельности социально-бытового отделения являются Конституция Российской Федерации, нормы международного права, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Нижегородской области, законы Нижегородской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

1.7. Социально-бытовое отделение в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года;
  • Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Семейным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 02.05.2006 года №59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Законом Нижегородской области от 07.09.2007 года №124-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области»;
  • Законом Нижегородской области от 05.11.2014 года № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области»;
  • Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 27.10. 2014 года №493 «Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании»;
  • Постановлением правительства Нижегородской области от 06.05.2015 года №268 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области»;
  • Постановлением правительства Нижегородской области от 08.08.2006 года № 252 «О порядке деятельности государственных бюджетных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
  • Постановлением правительства Нижегородской области от 28.06.2007г. №212 «Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Нижегородской области»;
  • Постановлением правительства Нижегородской области от 28.06.2007г. №213 «Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и образования, предоставляемых за счет средств областного бюджета»;
  • Национальными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52142-2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и другими;
  • Постановление правительства Нижегородской области от 31.05.2019 г. № 321 «О предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания»;
  • Уставом ГБУ «КЦСОН «Мыза» Приоксого района г. Нижнего Новгорода»;
  • настоящим Положением;
  • иными действующими нормативными, методическими документами, которые непосредственно относятся к деятельности отделения.

2. Основные задачи и функции отделения

2.1. Основными задачами отделения являются:

а) учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
б) предоставление гражданам на дому социально-бытовых услуг в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в социально-бытовых, консультативных и иных услугах, оказываемых Социально-бытовым отделением, а также оказание по их желанию дополнительных социальных услуг, предоставляемых Центром;
в) осуществление мероприятий по предоставлению обслуживаемым гражданам льгот и преимуществ, установленных действующими законодательными и нормативными актами, с целью поддержания их личностного и социального статуса.

2.2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателю социальных услуг поставщиком социальных услуг по месту пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их жительства.

Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.

При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, установлен Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. № 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области".

Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому обеспечивается поставщиками социальных услуг в объеме услуг, включаемых в Перечень, соответствующих Стандарту.

Объем предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому не может быть меньше объема, предусмотренного получателю социальных услуг в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее –ИППСУ) и договоре о предоставлении социальных услуг.

Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.

2.3 Предоставление срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя следующие действия:

1) принятие заявления, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - получатели срочных социальных услуг);
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, и принятие решения о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с действующим законодательством;
5) предоставление получателю социальных услуг срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
6) составление акта о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, который подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг;
7) прекращение предоставления срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Положения.

Сроки выполнения действий, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, не могут превышать сроки, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Время реализации действий, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2.3 настоящего Положения, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктами 4-5 пункта 2.3 настоящего Положения, определяется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг (немедленно).

Срок реализации действий, предусмотренных 2.3 настоящего Положения, не должен превышать 1 рабочий день с даты предоставления получателю социальных услуг срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Срок реализации действий, предусмотренных 2.3 настоящего Положения, определяется в соответствии с частью 10 статьи 8 Федерального закона.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется без составления ИППСУ и без заключения договора.

В форме социального обслуживания на дому предоставление срочных социальных услуг обеспечивается поставщиками социальных услуг в объеме услуг, включаемых в Перечень.

Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе социальных услуг и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт составляется не позднее 1 рабочего дня со дня предоставления получателю социальных услуг срочных социальных услуг. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

2.4. Получателям социальных услуг по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату осуществляется предоставление дополнительных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, сверх социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. № 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области", в рамках полномочий, установленных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".


3. Условия и порядок обслуживания граждан в отделении

3.1. Получателями социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются постоянно проживающие на территории Нижегородской области граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы из числа признанных нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому в соответствии с пунктами 1-7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", из числа следующих категорий (далее - граждане, получатели социальных услуг):

1) неработающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды;
2) граждане трудоспособного возраста, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют, либо по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам;
3) несовершеннолетние дети и дети-инвалиды, проживающие совместно с гражданами, указанными в подпунктах 1-2 настоящего пункта;
4) граждане из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

3.2. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, за исключением срочных социальных услуг, включает в себя следующие действия:

1) принятие заявления о предоставлении социальных услуг;
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
4) принятие решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
5) заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
6) предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
7) прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Сроки выполнения административных процедур (действий), предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Положения, не могут превышать сроки, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Время реализации действий, предусмотренных подпунктами 1-2 пункта 3.2 настоящего Положения, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 3.2 настоящего Положения, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3.2 настоящего Положения, не должен превышать 1 рабочего дня с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

3.3. Заявление о предоставлении социальных услуг подается гражданином лично или его законным представителя в письменной или электронной форме по форме.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг (представителя);
2) копия документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении представителя);
3) действующая ИППСУ с прилагаемой к ней выпиской из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, содержащей сведения о среднем душевом доходе получателя социальных услуг, выданной в порядке, установленном приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 27 октября 2014 г. № 493 "Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании".

По своему желанию получатели социальных услуг (представители) могут представить иные документы, которые, по их мнению, имеют значение для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Заявление с документами, представленное получателем социальных услуг поставщику социальных услуг в соответствии с настоящим пунктом Положения, регистрируется поставщиком социальных услуг в день его поступления.

Поставщик социальных услуг анализирует представленные заявление с документами, необходимыми для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, и принимает решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг.

Поставщик социальных услуг вправе отказать (приостановить) получателю социальных услуг в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в том числе временно, в случае непредставления получателем социальных услуг документов, необходимых для предоставления социальных услуг, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3.3 настоящего Положения, которые получатель социальной услуги в соответствии с действующим законодательством обязан предоставить лично.

3.4 Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату в соответствии с Порядком взимания платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной формах социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 6 мая 2015 г. № 268.

Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в соответствии с договором.

3.5. Получатель социальных услуг имеет право отказаться от предоставления социальных услуг, в том числе на определенный срок. Отказ оформляется письменным заявлением получателя социальных услуг на имя руководителя поставщика социальных услуг. Поставщик социальных услуг вносит отказ в ИППСУ.

Отказ получателя социальных услуг от социального обслуживания, социальной услуги освобождает министерство социальной политики Нижегородской области и поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социальных услуг.

3.6. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:

1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
3) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
4) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

При наступлении обстоятельств (обстоятельства), указанных в настоящем пункте, договор расторгается (прекращается).

Поставщик социальных услуг не позднее 1 рабочего дня со дня расторжения (прекращения) договора с получателем социальных услуг в установленном порядке вносит сведения о получателе социальных услуг в регистр получателей социальных услуг.

4. Организация работы отделения

4.1. Социально-бытовое отделение возглавляет непосредственный руководитель отделения, имеющий профильное образование, назначаемый директором Центра.

4.2. В период временного отсутствия непосредственного руководителя отделения его обязанности выполняет сотрудник, назначаемый приказом директора.

4.3. Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

4.4. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:

1) четырех получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях, в которых отсутствуют или центральное (индивидуальное газовое) отопление, или водоснабжение;
2) восьми получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях, имеющих центральное (индивидуальное газовое) отопление и водоснабжение.

4.5. Периодичность посещения социальным работником получателя социальных услуг определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости их в уходе, но не менее 2 раз в неделю.

4.6.При ухудшении состояния здоровья, требующего постоянного (временного) медицинского наблюдения, получатель социальных услуг вправе обратиться в орган, уполномоченный на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, с заявлением о внесении соответствующих изменений в ИППСУ.
На основании изменений, внесенных в ИППСУ, с получателем социальных услуг заключается дополнительное соглашение.

4.7. Территории обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливаются непосредственным руководителем отделения с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличия в районе предприятий торговли и служб бытового.

4.8. На каждого гражданина, принятого на обслуживание в Социально-бытовое отделение, формируются личное дело, включающее документы(согласно пункта 3.3 настоящего Положения), представленные гражданином при зачислении на социальное обслуживание в отделение.

5. Взаимодействие

5.1 Отделение Социально-бытового обслуживания на дому осуществляет свою деятельность в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

5.2. Со структурными подразделениями Центра.

6. Ответственность

6.1. Руководитель поставщика социальных услуг несет ответственность за организацию качественного оказания услуг всеми структурными подразделениями и работниками, определяет их полномочия, ответственность и взаимодействие.

6.2. Сотрудники, предоставляющие социальные услуги, несут ответственность за качество оказанных услуг. Обязанности и персональная ответственность сотрудников за оказание социальных услуг закрепляются в их должностных инструкциях.

6.3. При оценке качества социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:

1) полнота предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).

6.4. На непосредственного руководителя отделения возлагается персональная ответственность за:

  • за качество оказанных услуг предоставляемых в отделении;
  • выполнение правил по охране труда, противопожарной защиты сотрудниками отделения;
  • соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины;
  • своевременность предоставления установленной отчетности. 

Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст