Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об отделении

Положение об отделении социального обслуживания семьи и детей
ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Мыза» Приокского района города Нижнего Новгорода»

1. Общие положения. 

1.1. Полное наименование отделения — отделение социального обслуживания семьи и детей (далее-отделение Семьи).

1.2. Отделение Семьи является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Мыза» Приокского района города Нижнего Новгорода (далее-Центр).

1.3. Положение об отделении Семьи утверждается директором Центра.

1.4. Организацию и управление отделением Семьи осуществляет заведующий отделением Семьи, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора Центра.

1.5. Правовыми основами деятельности отделения являются Конституция Российской Федерации, Нормы международного права, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Нижегородской области, законы Нижегородской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

1.6. Отделение Семьи в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года;
  • Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ОО 10 декабря 1948 года;
  • Конвенцией о правах ребенка, одобренной генеральным Ассамблеей ООН 20.11.1989 года;
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Семейным Кодексом Российской Федерации;
  • Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г.
  • № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
  • Законом Нижегородской области от 31 октября 2012 г. №141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2003 г. № 149 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области»;
  • распоряжением Правительства Нижегородской области от 17 января 2017 г. № 21-р «О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних»;
  • распоряжением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2017 г. № 329-р «Об утверждении комплексного межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2017-2019 годы»;
  • распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2018 г. № 1460-р «Об утверждении Регионального плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Нижегородской области»;
  • приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 1 августа 2013 г. № 690 и министерства здравоохранения Нижегородской области от 13 августа 2013 г. № 1904 «Об организации межведомственной работы по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними»,
  • приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 13 мая 2019 года № 254 « О направлениях деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, и иных поставщиков социальных услуг Нижегородской области по реализации государственной семейной политикиУставом города Нижнего Новгорода;
  • Уставом ГБУ «КЦСОН «Мыза» Приокского района г. Нижнего Новгорода»;
  • настоящим Положением;
  • иными нормативными правовыми актами, методическими документами, имеющими непосредственное отношение к деятельности отделения Семьи.

2. Определение целевых категорий.

(в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

2.1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

2.2. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении - лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.

2.3. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - семьи, которые находятся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, и не способные преодолеть данную ситуацию самостоятельно.

2.4. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, - семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

2.5. Семьи с детьми и дети, у которых имеются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:

  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, наличие насилия в семье;
  • отсутствие работы и средств к существованию.

3. Цели и задачи.

3.1. Цели:

3.1.1.Повышение уровня семейного благополучия.

3.1.2. Создание условий для выполнения семьей ее основных функций.

3.1.3. Усиление социальной роли семьи в жизни общества.

3.2. Задачи:

3.2.1. Повышение ценности семейного образа жизни, пропаганда ответственного родительства;

3.2.2 Реализация мер социальной поддержки семей с детьми;

3.2.3. Профилактика семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечение условий для социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3.2.4. Повышение качества социального обслуживания семьи и детей.

4. Система направлений государственной семейной политики.

4.1. Исполнение федерального и регионального законодательства по государственной семейной политике.

4.2. Реализация мероприятий, направленных на пропаганду успешного семейного образа жизни.

4.3. Выявление семейного неблагополучия в семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин и обстоятельств социального неблагополучия, фактов внутрисемейного насилия - в рамках действующего законодательства.

4.4. Незамедлительное информирование муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите из прав при поступлении информации о семьях с детьми, оказавшихся в социально опасном положении.

4.5. Участие в разработке и реализации на муниципальном уровне мер и мероприятий по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

4.6. Организация работы по направлению членов семьи, пострадавших от домашнего насилия, нуждающихся во временном убежище и специализированной комплексной помощи, на социальное обслуживание в «кризисную квартиру».

4.7. Участие в работе «социального патруля», участие в комиссиях по отобранию ребенка, находящегося в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни и здоровью.

4.8. Реализация комплекса мер, направленных на выход семьи из трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.

4.9. Осуществление социального патронажа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

4.10. Выявление и учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке.

4.11. Определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разной основе) конкретных видов и форм помощи семьям и детям исходя из состояния их здоровья и конкретной жизненной ситуации.

4.12. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4.13. Социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке.

4.14. Психолого-педагогическая помощь семье и детям.

4.15. Привлечение государственных, муниципальный и негосударственных учреждений (здравоохранения, образования, культуры, спорта, занятости, миграционные службы и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений (благотворительных, ветеранских, инвалидных, многодетных, неполных семей и т.п.) для участия в оказании социальной помощи семье и детям.

4.16. Содействие в организации летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе на социальном патронаже.

4.17. Разработка необходимой документации для участия в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

4.18. Выполнение мероприятий областных целевых программ, участие в зональных и районных мероприятиях областного значения, в том числе различного вида смотрах — конкурсах и других социально-значимых мероприятиях.

4.19. Создание и организация работы студий, клубов, кружков и других клубных формирований на базе отделения, с целью организации досуга детей (родителей) и развития творческих способностей.

4.20. Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий.

4.21. Реализация индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида по разделу "Мероприятия по социальной реабилитации или абилитации".

4.22. Реализация мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия в целях устранения трудной жизненной ситуации, возникшей в семье с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

4.23. Информационно-познавательные, социокультурные и спортивно-оздоровительные мероприятия (профилактические беседы, акции, концерты, конкурсы сочинений, рисунков антинаркотической направленности, дни здоровья, посещения ФОК), в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

4.24.   Информационная компания по предупреждению употребления  психоактивных  и наркотических средств.

4.25.  Рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений, подготовка ответов.

4.26.  Межведомственное взаимодействие и незамедлительное реагирование на случаи, связанные с угрозой жизни и здоровью несовершеннолетних, принятие соответствующих мер по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, помещению ребенка в безопасную обстановку, организация социального патронажа семьи от момента выявления случая насилия в отношении ребенка до выхода семьи, из социально опасного положения и трудной жизненной ситуации.

5. Организация деятельности отделения. 

5.1. Отделение Семьи возглавляет заведующий отделением, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, назначаемый директором Центра.

5.2. Социальное обслуживание в отделении Семьи осуществляется социальными педагогами, имеющими высшее или среднее специальное педагогическое образование.

5.3. В период летней оздоровительной кампании социальные педагоги привлекаются к работе с детьми.

5.4. Методическую работу отделения осуществляет методист, имеющий высшее педагогическое образование.

5.5. На каждую семью (ребенка), либо на его законного представителя, принимаемого на обслуживание (социальный патронаж), формируется личное дело, в которое заносится информация о ребенке, а также о семье, в которой он воспитывается.

5.6. Общение между гражданами и работниками отделения может происходить вне учреждения.

5.7. Социальное обслуживание семьи и детей осуществляется поэтапно:

5.7.1. Выявление причин имеющийся или реально возможной трудной жизненной ситуации, личных особенностей, специфика окружения и других характеристик жизнедеятельности семьи (ребенка).

5.7.2. Социально-бытовое обследование условий проживания семьи (ребенка) с целью установления его фактического семейного и материального положения, по результатам которого составляется акт социального-бытового обследования.

5.7.3. Разработка, на сновании акта социально-бытового обследования, плана мероприятий по улучшению социально-экономического положения семьи (ребенка).

5.7.4. Реализация разработанного плана мероприятий по улучшению социально-экономического положения семьи, включающего необходимые социальные услуги. В реализации, так же участвуют другие социальные службы: государственные, муниципальные, и негосударственные органы, организации и учреждения (здравоохранения, образования, культуры, спорта, занятости, внутренних дел, миграционные службы и других).

5.7.5. Социальный патронаж.

5.8. Разработка и реализация плана мероприятий по улучшению социально-экономического положения семьи (ребенка) осуществляется социальным педагогом отделения семьи.

5.9. Отделение Семьи в каникулярные период участвует в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних на базе учреждения, организует досуговые мероприятия для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также организует работу клубов, творческих кружков на базе отделения.

5.10. Отделение взаимодействует с Управлением социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода.

6. Права. 

Отделение Семьи имеет право:

6.1. Принимать на социальное обслуживание в отделение Семьи:

  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные семьи;
  • семьи, воспитывающие детей- инвалидов;
  • семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями;
  • безнадзорных детей;
  • другие категории семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

6.2. Социальное обслуживание граждан в отделении Семьи осуществлять на разовой, временной (до шести месяцев) или постоянной основе.

6.3. Принимать участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными и несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывать содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

6.4. Предоставлять услуги на основании:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • личного заявления или заявления законного представителя, в том числе родителя (ей), опекуна или попечителя ребенка; 
  • обращения органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений. 

6.5. Принимать и рассматривать обращения граждан: личные, по телефону, направленные письменные заявления. Допускаются анонимные обращения граждан для получения отдельных видов помощи.

6.6. Запрашивать необходимую информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию.

6.7. Предоставлять бесплатно все социальные услуги в отделении Семьи, имеющим право на социальное обслуживание.

6.8. Определять пути сотрудничества с предприятиями, учреждениями, организациями различных организационно-правовых форм, со структурными подразделениями Центра в пределах компетенции отделения по согласованию с администрацией Центра.

6.9. Получать и использовать необходимую для работы отделения информацию о деятельности структурных подразделений Центра, от других организаций, занимающихся вопросами, входящими в компетенцию отделения.

6.10. Изыскивать и привлекать дополнительные ресурсы (технические, материальные, интеллектуальные, финансовые и другие).

6.11. Привлекать специалистов других структурных подразделений Центра для решения вопросов входящих в компетенцию отделения Центра. Привлекать специалистов для работы на договорной основе для реализации программ отделения по согласованию с администраций Центра. 

7. Взаимодействие.

Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

7.1. Со структурными подразделениями центра.

7.2. С Управлением социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода.

7.3. С органами власти муниципальных образований, в том числе с:

  • органами городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, осуществляющие управление в сфере образования;
  • органами управления культурой муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области;
  • муниципальными органами управления отрасли «Физическая культура и спорт»;
  • органами службы занятости Нижегородской области;
  • образовательные организации, учреждения спорта, культуры, здравоохранения Нижегородской области;
  • центрами занятости населения районов (городских округов) Нижегородской области;
  • управлениями и отделами ЗАГС муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области;
  • управлениями и отделами полиции г. Нижнего Новгорода и области Управления МВД России по Нижегородской области;
  • некоммерческими общественные организации по согласованию с администрацией Центра.

7.4. С государственными и негосударственными организациями по оказанию социальной помощи семьям и детям по согласованию с администрацией Центра.

7.5. С правоохранительными органами и учреждениями образования и здравоохранения.

8. Ответственность. 

8.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на отделение задач и функций несет заведующий отделением.

8.2. Степень ответственности других сотрудников отделения устанавливается в соответствии с должностными инструкциями, заключенными трудовыми договорами, внутренними нормативными документами учреждения и действующим законодательством.

8.3. На заведующего отделением возлагается персональная ответственность за:

  • выполнение правил по охране труда,  мер противопожарной безопасности сотрудниками отделения;
  •  соблюдение семьями (детьми) техники безопасности;
  • соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины;
  • своевременность в предоставлении установленной отчетности.

9. Критерии оценки деятельности отделения.

9.1. Отсутствие обоснованных представлений надзорных органов по вопросам семейного неблагополучия.

9.2. Отсутствие обоснованных жалоб на предоставленные услуги.

9.3. Увеличение охвата семей с детьми в мероприятиях по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

9.4. Сохранение положительной динамики по количеству оздоровленных детей и подростков за счет бюджетных и внебюджетных источников.

9.5. Увеличение охвата участников целевых групп различными видами социально значимых услуг и мероприятий через реализацию социальных проектов и общественных инициатив.

10. Показатели результативности деятельности отделения в сфере государственной семейной политики.

10.1. Уменьшение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в отделении.

10.2. Отсутствие обоснованных представлений надзорных органов по вопросам семейного неблагополучия.

10.3. Отсутствие обоснованных жалоб на предоставленные услуги в отделении.

10.4. Увеличение охвата семей с детьми в мероприятиях по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

10.5. Сохранение положительной динамики по количеству оздоровленных детей и подростков за счет бюджетных и внебюджетных источников.

10.6. Увеличение охвата участников целевых групп различными видами социально значимых услуг и мероприятий через реализацию социальных проектов и общественных инициатив.

 


Скачать графическую версию Положения

Приказ об утверждении локальных актов по работе отделения социального обслуживания семьи и детей от 14.06.2019 г.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст